Вдохновение перемен

Личная эффективность для счастливой жизни

Previous Entry Share Next Entry
Бегу убираться, когда надо работать - это прокрастинация?
evgenia_shato

Обычно в статьях про прокрастинацию (откладывание на потом) часто описывается такой феномен: вам нужно писать отчет, а вы никак не можете приступить к нему, постоянно находя себе какие-то другие, несущественные дела. Например, убираетесь на столе или даже в бумагах внутри стола, начинаете разбирать почту и т.д. И везде такое поведение связывают с желанием избежать неприятного или «пугающего» дела. Такого, как рабочий отчет, например. То есть, поведение считается психологически нездоровым, нелогичным (какая уборка, когда отчет «горит»?) и подлежащим исправлению.

Ведь у вас такое бывало?

Раньше я  была согласна с приверженцами такой трактовки внезапного уборочного поведения, с тем, что это способ избегания тех дел, которые не хочется делать.

Но потом я стала замечать за собой, что именно уборочные дела, что-то, связанное с упорядочиванием, является неслучайным. И чисто избеганием это считать не стоит.

rabochee_mesto

Я стала внимательнее следить за собой, не запрещать себе такие проявления и заметила следующее:

мне крайне важно упорядочить то, что уже было начато, прежде чем взяться за что-то новое. Мне важно, чтобы жизнь в целом тоже была в порядке.

С одной стороны, если мы говорим о концентрации, то мое поведение будет казаться неэффективным. С утра, например, я хочу сесть за работу, с намерением сделать описание нового тренинга. Это довольно объемная и сложная работа, требующая нескольких часов напряженного умственного труда. Но, прежде чем начать, я делаю кучу странных вещей: вписываю в специальный раздел ежедневника расходы за последние дни, которые еще не успела вписать, просматриваю документ «Недоделки» и отмечаю выполненное, достаю что-то размораживаться на ужин, прибираюсь на столе, в том числе относя документы по шкафам, иногда запускаю стирку и робот-пылесос и делаю небольшую визуальную уборку в комнате, в которой я работаю. И только после этого я приступаю к описанию тренинга. Сторонники подходов «концентрации на главном» посоветовали бы мне поменять свое поведение: сначала сделать самое важное на сегодня (написать текст), а потом уже заниматься уборкой и ведением незначительных списков.

Они усмотрели бы избегание работы в моих предрабочих делах.

Но я усматриваю в них иной смысл: мне очень важно поддерживать начатые процессы в актуальном, свежем состоянии. То есть, убедиться, что все, что я уже начинала, работает как часы, и только после этого приниматься за другое.

Для меня это важно и я стараюсь аккуратно вести учет нашего бюджета, поддерживать  порядок на рабочем столе и в комнате, вовремя делать регулярные уборочные дела и заранее заботиться об обеде и ужине для себя и семьи. Также мне важно поддерживать в актуальном состоянии списки личных и рабочих недоделок, мне очень нравится вычеркивать сделанное и смотреть, как они продвигаются.

Дело в том, что я слишком много раз что-то начинала и забрасывала, потому что были более важные дела, от меня срочно требовались подвиги и свершения, мне было не до мелочей. Были времена, когда в 5 разных ежедневниках я начинала десятки разных списков и после  не вела их. Были времена, когда я совсем не успевала поддерживать в доме даже минимальный порядок и готовила еду в последнюю минуту, нервничая и злясь.

Был у меня и период поклонения идее «концентрации на главном». Рано утром, позавтракав на скорую руку, я хватала ежедневник и делала самые важные на сегодня рабочие дела. Иногда это затягивалось до вечера. Ужасно уставшая, я вставала из-за рабочего стола, уныло окидывая взглядом бардак вокруг, свое неухоженное отражение в зеркале и злилась: «ну почему уборка и готовка на мне, почему они отвлекают меня от главного на сейчас, от работы».

Упорядоченные люди, у которых везде все идет по плану меня восхищали, и этот идеал был недосягаем. Потому что я всегда была увлекающейся натурой. Если я читала бизнес-книгу, я сутками напролет хотела внедрять из нее идеи, на остальное мне было наплевать! Если у меня с маленьким ребенком на руках оставались крохи свободного времени, я тратила их только на важную для меня работу, на остальное не обращала внимание.

Но потом я поняла, что упорядоченность основных сфер жизни для меня тоже очень важна. Мне важно как расставлены книги на моих полках, пусть даже это расставляние отнимает время от любимой и главной на сейчас работы. Мне важно, как у меня ведется файл с рецептами, мне важно понимать, что все игрушки ребенка я недавно перебирала и ничего неактуального там нет. Сейчас я действую по принципу «тарелочек» (о нем я расскажу в следующей статье).

Конечно, бывает трудно найти баланс между тем, чтобы уделять внимание этим несущественным, на первый взгляд,  мелочам, и при этом успевать много работать, и возить детей в школу и детсад, и заниматься бытовыми делами. Вы ведь сами прекрасно понимаете, что в эти мелочи можно зарыться на весь день, неделю и даже месяцы, что многое упорядочивать можно годами. Но я ищу этот баланс. Да, иногда я расстраиваюсь, что закопалась в мелочах, на часах уже обеденное время, а я так и не сделала крупных и важных  дел. Но потом, подумав, я понимаю, что в предыдущие дни уделяла мало внимания поддержанию всех основных процессов, она хаотично накопились и теперь приходится их аврально разгребать. И это требует большего времени!

Я из тех людей, которые неорганизованны с рождения, я очень увлекающаяся. Но я и из тех, кто страстно желает иметь полный порядок во всех делах, даже самых мелких, таких, как одинаковый шрифт в файле с рецептами. Мне это трудно дается, но я к этому стремлюсь.

И вот что я думаю: если вам нужно работать, а вам сильно хочется убираться и упорядочивать — делайте это! Ведь порядок и красота это то, что вам ТОЖЕ важно? Значит вы делаете что-то полезное и хорошее, пусть даже «в ущерб работе». На деле же ущерба не будет, потому что приведя в порядок маленький кусочек своей планеты, вы испытаете такое сильное вдохновение и радость, что на этой волне любая работа сделается — легко!

Важно больше доверять себе, ведь все наши желания, даже самые «глупые» не случайны! Все, связанно с  интересом и словом «хочу!» указывает на что-то важное для нас. И если следовать этим указателям, вы придете в гармоничной жизни.

Многим также важно жить в своем неспешном ритме. Я поняла, что для меня сильно отличается «просто все успевать» от «делать с чувством, толком, расстановкой». Если я мою посуду для галочки в плане, чтобы быстрее перейти к другим делам, удовлетворения будет меньше, чем если я  буду убирать на кухне так, как я хочу, как мне нравится, пусть это и займет больше времени.

Вы можете подумать, что растворяясь в мелочах, вы точно не успеете главного, но это не так! Важно использовать правильный поход. Об этом я напишу в следующей статье.

А как у вас? Вы разрешаете себе расставлять книги по алфавиту в ущерб другим «горящим» делам, или вы из тех, кто еле успевает самое важное, и страдает, что до мелочей никогда не доходят руки? Как вам удается соблюдать баланс, делитесь рецептами в комментариях!


Buy for 10 tokens
Дорогие девочки! ⠀ "Успеваю жить!" — моя главная программа и ваш самый любимый тренинг стартует 9 октября. ⠀ Для прохождения курса не имеет значения сфера вашей деятельности, тип занятости и уж тем более — возраст. Стройная система программы «Успеваю жить!» позволяет выработать новые навыки…

  • 1
у меня другая проблема..я нахожу кучу разных важных дел лишь бы не убираться...
или начинаю убираю то что и так убрано..то что мне нравится убирать...

А разве не бывает потом, что когда уберешь то, что нравится, появляется прилив вдохновение начинаешь делать и другие дела, которые не нравились? У меня так.

В статье Уборку и Работу можно заменить чем угодно, это всего лишь примеры.

Истинная правда! Мне вот сейчас надо сделать большой, новый для меня проект. Так я пожертвовала целый день на разбор своей одежды по Конмари. Так зудело этот разбор сделать! Половина вещей оказалась не нужной! Теперь шпарю в своём проекте со спокойной душой.

Да, вдохновение от таких вроде бы не срочных дел появляется, когда воплотишь идею. Я тоже качественно разобрала все по КонМари, и это был лучший разбор гардероба (самое глобальное размусоривание) за всю мою жизнь!

у меня точно также - не могу взяться за серьезное дело, пока не наведу порядок. И даже не пытаюсь это менять, потому что знаю, пока вокруг беспорядок, в голове тоже будет бардак, мысли будут путаться и скакать и ничего путного я не сделаю. А когда навожу порядок вокруг себя, то и в голове автоматически наводится порядок, появляется энергия на реализацию задуманного.

Если у меня бывает какой-то ступор в деле или не могу найти решение какой-то жизненной ситуации, я иногда специально несколько дней устраиваю дома бардак - не складываю вещи на места, толком за собой не ухаживаю (только обязательный гигиенический минимум), ем вкусные гадости. А потом устраиваю день уборки, приведения себя в порядок, выкидываю недоеденные чипсы - и как правило в голове очень резко проясняется и находятся нужные решения :)

Интересно как: специально развести вокруг хаос, чтобы, разобрав, получить ясность в голове. Я такого приема еще не встречала. Главное, что работает!:)

Ой, я была бы рада, если бы переключалась именно на уборку))) Иногда так и происходит, именно потому что хочется работать в чистоте и удобстве. Но чаще на зависание в инете "переключаюсь"(

Да, тут важно понимать, что бывает объективно полезное переключение (то есть это тоже дела, но менее важные) и совсем бесполезное, типа соцсетей:) Хотя они тоже иногда могут нести хорошую функцию, но в малых дозах:).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account