?

Log in

No account? Create an account

Вдохновение перемен

Личная эффективность для счастливой жизни

Previous Entry Share Next Entry
Выдержки из лекций Шалвы Амонашвили
evgenia_shato
Друзья, я была на двухдневном семинаре великого педагога (ученика Макаренко) Шалвы Александровича Амонашвили. Удивительный семинар! Удивительный человек и педагог!

Все рассказать не позволяет время, но немножко поделюсь, маленькими кусочками. Можете также задавать вопросы про разные ситуации, как быть с этим и тем, и я отвечу про его мнение (если он на такую тему высказывался).

Про школу и оценки.
ША (буду сокращать имя), рассказал, что он учился ужасно по оценкам. Его еле-еле переводили из класса в класс, условно-снисходительно. Разве из меня вырос плохой человек, неученый, неуспешный, спросил он?

Оценки - это донос на ребенка, по его мнению. В средние века разрешено было наказывать детей в школе, довольно жестоко. Но потом решили эту функцию переложить на родителей и ввели оценки, чтобы родители видели, что ребенка стоит наказать. По-сути - это и есть донос.

Он сказал, что ЕЭГ сдадут все. Правительству невыгодно, когда сдают плохо, поэтому каждый год они занижают стандарты.

В общем, если у ребенка плохие оценки - не имеет смысла ругать его и меньше любить, особенно если это портит отношения ваши с ним.

На открытую консультацию с ним вышла расстроенная мама. Сыну 12 лет, сплошные двойки, что делать?
Он спросил: вы разговариваете по этому поводу? Расскажите, как все происходит?
Она начала: я открываю электронный дневник.
ША: погодите, что открываете?
Она: дневник, чтобы смотреть оценки через интернет.
ША: а потом?
Она: расстраиваюсь и ругаю ребенка.
ША: помогает?
Она: нет, только портит отношения и атмосферу в семье.
ША: зачем вы смотрите в этот дневник, вы сама себе и сыну враг? Забудьте туда смотреть.

В конце он спросил: видели картину "Опять двойка"? Мама сказала, что видела. Как вы думаете, для кого художник написал эту картину? Никто не ответил.
ША: художник написал эту картину для того, кого на ней нет.... для учителя! Стыдно должно быть тебе, учитель! Посмотри, что ты наделал своей двойкой! Разобщаешь семью, все расстроены! Это ты, Учитель, не смог заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы он полюбил предмет, ты виноват и ты разрушаешь отношения между родителем и ребенком.

И закончил он семинар так: будьте как та собака на картине! Она единственная рада ему, ребенку, любому!
Школа - это всего лишь небольшой миг из жизни, вы забудете ее и все, она ни на что не влияет. А вот ваши отношения с ребенком - это самое важное! И это тоже быстро, он вырастает и вы можете не успеть стать друзьями, особенно если будете врагами 11 лет школы из-за оценок.

Мама на консультации сказала, что не может совсем уж не обращать внимание на оценки, потому что постоянно звонят учителя и жалуются на двойки и просят принять меры. Он сказал пойти в школу и расспросить учителя, как он преподает, просить посмотреть урок (вы имеете право). Потому что будет интересен, понятен предмет или нет, зависит от учителя, двойка ученика часто это плохая работа учителя. И нужно "стоять" за своего ребенка и всегда быть на его стороне.

Только обратите внимание: это не значит, что вы требуете с ребенка отличных оценок и чуть оценки низкие бежите на учителя жаловаться. А так: оценки - не важны вообще. Важна тяга к знаниям, к любым, желание учиться, любому чему-то, это нужно направлять, нужно на это внимание обращать. Если по каким-то предметам тяги нет, там плохой учитель. Ну и бог с ним до тех пор, пока он не начинает совсем уж жестоко доставать ребенка. Тогда нужно вступиться.

Интересно, дальше продолжать?

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Очень интересно! Спасибо!


Конечно продолжать, очень интересует! Нам 11 лет, голова умнейшая, но тяга к школе и учебе отсутствует напрочь (кроме математики). Пока четверти без троек, но домашние задания каждый вечер это проверка на прочность моих нервов. Полностью согласна что "будет интересен, понятен предмет или нет, зависит от учителя, двойка ученика часто это плохая работа учителя", но как тогда по одному предмету в классе есть и отличники и двоечники?

У людей разная мотивация и у родителей тоже. Кто-то заставляет ребенка быть отличником, кто-то из детей хочет зачем-то сам, кому-то просто это легко. Вот и получаются отличники и у плохих учителей тоже.

Очень интересно!

Евгения, спасибо за Вашу заметку! Я бы хотела узнать Ваше мнение по поводу соцсетей. У нас на собрании (7 класс) возник вопрос. Одна мама высказывалась, что надо тотально контролировать, в соцсети только со своего телефона регистрировать, чтобы знать, что происходит. Вопрос возник потому, что у детей в беседе девочки пишут матом, и т.п. Я конечно любопытная, знаю что пишут-дочка иногда не выходит из своего аккаунта, я быстренько ревизию навожу.))) моя не матерится, вообще особо там не участвует, у нее другие интересы. Она не знает, что я иногда туда попадаю))). Я высказалась, что надо детям доверять, они уже достаточно взрослые, разговаривать больше с ними, а не пасти. У нас дома нет запретных тем. Эта мама прямо возмутилась вся - если вы в этом возрасте не можете с ребенком справиться, то что дальше будет?! Вот я и думаю-не слишком ли расслабилась? Еще сынок подрастает, как с ним быть?

По концепции ША вы действуете верно. Как я напишу в следующих заметках, детям нужна Свобода в любом возрасте, это их потребность, поэтому свободу важно давать, чтобы ребенок не "вырывал ее зубами". Это создаст больше почвы для доверия между вами. И да, больше говорить - это вообще основное.

У меня принцип был такой: главное - чтобы школу пройти как можно легче.
Школа - это же только начальный этап, проходной, там надо только научиться учиться. Ну, и азы - математика, русский, чтение.

Выучились. С золотой медалью.

Это правильный подход!
Как золотая медаль, легко далась?

С нытьем - "не нужна мне никакая медаль!", но у учителей своя разнарядка - сказано медаль, значит, медаль.
Никакой он не отличник, нет у него желания все сделать как можно лучше. Просто самый умный в классе оказался. А это разница все-таки.

Очень-очень интересно!

Очень интересно! Все отзывается у меня и как у учителя, и как у родителя будущей первоклассницы. Продолжайте, пожалуйста!

очень душевно !Пишите!

Женя, огромное спасибо за эту статью! Вот просто непередаваемое!
У нас в какой-то момент из-за оценок по рус.яз. просто ужасно накалилась атмосфера. И ладно бы из-за знаний, так ведь из-за почерка и чистоты в тетрадях (а пишет правильно в основном). А в начальной школе, как мне объяснили, важнее даже, КАК написано, чем ЧТО.
И вот в какой-то момент я вдруг поняла, что не хочу врать ребенку, что "плохой почерк - это УЖАСНО!" Да, это неприятно, неудобно читающему (справедливо заметили древние, что кто не хочет быть понятым - недостоин быть прочитаным). Но это не УЖАСНО и уж тем более не гарант успеха и счастья.
Мне очень помогли идеи из книги Петрановской. Я просто выдохнула и сказала себе: "Все, хватит идти на поводу у учителей и убивать наши с ребенком отношения".
И тут эта статья, как подарок. Жаль, что лектора с такими идеями просто не пригласят к нашим учителям, потому что сама администрация школы не захочет, чтобы учителя мыслили так "нестандартно".
А то, что дневник - донос, это да. Учителя пишут в дневник всякую ерунду, на мой взгляд, на которой не стоило бы и внимание заострять. От этого у всех детей дневники краснющие. И писали бы еще корректно, а то вот замечание: "Отвратительно вел себя на уроке". Это о чем? Ни о чем, просто эмоциональная оценка. А что он именно делал отвратительного, не написано. А если б постаралась сформулировать, что именно делал, то, возможно, и не стала бы писать (потому что "болтал с Васей во время бега по залу" на запись в дневнике не тянет, да и не так патетично звучит).
Пишите еще, пожалуйста, на эту тему!

Они ездят в том числе и на семинары для учителей. Правда ША 83 года уже, но пока активно работает.

Я живу в Дании, в местной школе до 7 класса нет оценок.. Домашку ьожде почти нет.. В 1-2 классах детям можно было писать как слышится так и пишется.. Все пишут карандашами..
Не знаю что они делают не так, но из-за политики "у детей должно быть детство" датский уровень школьного образования самый худший в Европе и сейчас проходит реформа.
При этом мне все равно есть за что попугать ребёнка тк мы часто получаем письма относительно поведения. Меня это бесит тк если учитель не может справится с 9 клетками, то как он будет дальше с ними справляться?
Ну и ещё раздражает что приходится "работать учителем" и самой объяснять все ребенку- математику, датский. Учебников нет, сплошные презентации и распечатки, соотв. Правил он не помнит..
Учителям я впрочем высказывают это регулярно- куда уходит половина моей з/п (налоги)
Что мне ещё не нравится- групповой подход, все проекты делаются в группе и то, что с этим "детством" дети не умеют учиться и очень большой отсев в высшие уч заведения, где как рпаз довольно насыщенная программа- подростки просто не готовы к смене рассоабленности на интенсивно. В итоге уборщицей морье, а инженеров и врачей выписывает из-за границы

Интересная ситуация у вас, научиться учиться это очень важно, конечно же.
Ой, мне бы тоже не понравилось, если бы нужно было дома уроки объяснять, я так не люблю это дело!

Очень актуально для меня. Старший в 3 классе и говорит, что не хочет ходить в школу. Думаю, что по этой причине и частые болезни. До школы любил учиться, сейчас охоту школа отбила напрочь. Второму ребенку в этом году идти в первый класс. Сейчас очень серьезно подумываю о семейном образовании. На счет первого класса почти утвердили это, но что делать дальше не знаем.
И что со старшим делать? Я недавно наткнулась на видеолекции в интернете по разным предметам и классам. Так он, посмотрев всего один 15-минутный ролик, прошел почти всю программу по украинскому языку за 3 класс. То есть то, что в школе учили пол-года, и он не мог до конца понять, понял за 15 минут.  Хотя учится хорошо, но желания нет.
В общем, хотелось бы узнать, что ША говорит о семейном образовании и как к нему относится.



Edited at 2016-01-29 06:29 am (UTC)

Ольга, а можно спросить, смотрит ли ребенок эти лекции, т/е как заставляете и может линком поделитесь?
Борюсь со своим ребенком дома за русский..

Не заставляла. Ему самому было интересно (при чем и одному и второму). Это же не в школе учителя слушать, а посидеть перед компьютером)) В общем, предложила посмотреть, он согласился. Вот ссылка на этот сайт http://interneturok.ru/

Делитесь еще, пожалуйста!


один мой коллега всегда обЪяснял:
"нужно адекватно оценивать собственного ребенка.Вы сравниваете тройку Маши и четверку Пети.Но тройка Маши-это достижение,она приложила усилия чтобы её получить.А четверка Пети -отрицательное явление.Потому что он пришел не готовым на урок,зная что способный и его "вывезут".Поэтому ругать или хвалить -это очень индивидуально в каждом конкретном случае."
От меня:прислушивайтесь к себе и своему ребенку.А не к модынм лекторам.Время всегда выносит кого-то из педагогов на гребень моды.Лет пять назад все зачитывались Юлией Гиппенрейтер и внедряли её советы(очень неплохие,кстати)Теперь новый "гуру".Но для каждого конкретного ребенка и его семьи есть свой конкретный автор.А для некоторых еще и не написали книгу :)
"нужно стоять за своего ребенка.Даже если вы не на его стороне :)
Попробуйте! :)
зы: свой вырос-20 лет.Все проверенно практикой :)

  • 1